Рассматриваемым законом были введены два типа изменений. Первые направлены на увеличение полномочий саморегулируемых организаций в области надзора за деятельностью арбитражных управляющих, вторые – на установление норм, препятствующих злоупотреблениями со стороны арбитражных управляющих в процедурах банкротства.
1) Установлена возможность разработки федеральных стандартов профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральных стандартов деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, которые должны стать обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.
2) Введено дополнительное условие членства арбитражного управляющего в саморегулируемой организации: отсутствие в течение трех лет до дня представления в саморегулируемую организацию заявления о вступлении в члены этой саморегулируемой организации факта исключения из числа членов этой или иной саморегулируемой организации арбитражных управляющих в связи с нарушением норм о несостоятельности (банкротстве), носящих неустранимый характер. Таким образом, на законодательном уровне был введен еще один способ дисквалификации арбитражного управляющего (помимо дисквалификации в административном порядке), т.е. путем невозможности вступления арбитражного управляющего в саморегулируемую организацию в течение трех лет после исключения из сро, в связи с нарушением закона.
3) В очередной раз, за саморегулируемыми организациями было признано их право на исключение арбитражного управляющего из числа своих членов, в случае нарушения арбитражным управляющим условий членства в саморегулируемой организации, либо норм о несостоятельности (банкротстве). В тоже время установлен приоритет исключения из саморегулируемой организации по вышеназванным дисциплинарным основаниям перед добровольным выходом, если заявление о добровольном выходе поступит до принятия решения об исключении из саморегулируемой организации. Кроме того, саморегулируемым организациям предоставлено право на обращение в арбитражный суд с ходатайством об освобождении арбитражного управляющего от исполнения возложенных на него обязанностей в конкретном деле о банкротстве по дисциплинарным основаниям, либо в случае нарушения им норм о несостоятельности (банкротстве), а также возможность устанавливать для конкретного арбитражного управляющего обязанность дополнительного страхования своей ответственности на конкретную сумму.
4) Расширен перечень лиц, подлежащих аккредитации саморегулируемой организацией с целью возможности привлечения арбитражным управляющим в процедурах банкротства. Так, помимо страховой организации, осуществляемой страхование ответственности арбитражного управляющего, привлекаемые арбитражным управляющим в деле о банкротстве за счет средств должника профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, аудиторская организация (аудитор), оценщик, организатор торгов и оператор электронной площадки должны быть аккредитованы саморегулируемой организацией и не могут быть заинтересованными лицами по отношению к арбитражному управляющему, должнику и его кредиторам. Те же правила касаются и иных лиц, привлечение которых в силу Закона о банкротстве является обязательным для арбитражного управляющего в деле о банкротстве.
5) Установлена гражданско-правовая ответственность арбитражного управляющего по возмещению убытков членам саморегулируемой организации арбитражных управляющих, возникших в связи с необходимостью привести размер компенсационного фонда этой организации в соответствии с Законом о банкротстве. Т.е. в случае необходимости возместить убытки, вызванные деятельностью арбитражного управляющего, из компенсационного фонда саморегулируемой организации, может возникнуть необходимость пополнения фонда до минимального значения, которое производится за счет дополнительных взносов членов саморегулируемой организации. В таком случае, члены саморегулируемой организации приобретают требование к арбитражному управляющему по возмещению им данных убытков.
В целом, рассматриваемые выше изменения направлены, в первую очередь, на недопущение арбитражными управляющими злоупотреблений своими полномочиями в деле о банкротстве. В тоже время в условиях отсутствия действенных норм, защищающих арбитражных управляющих внутри саморегулируемой организации, существует большая вероятность злоупотребления данными нормами уже непосредственно руководством саморегулируемых организаций, которые получили почти безграничные права в отношении решения судьбы арбитражного управляющего, в т.ч. возможность внесудебной дисквалификации из профессии на три года. Таким образом, введение вышеназванных норм предполагает дальнейшее урегулирование корпоративных отношений внутри саморегулируемой организации между ее членами.